Христианство часто называют традиционной религией. Но если попробовать, следуя заветам Козьмы Пруткова, посмотреть в корень, то "традиция" - это не конкретная идеология со своими нюансами и тараканами, а комплексный взгляд на мир без разделения на "хорошо" и "плохо", "наше" и "не наше". Возьмём, к примеру, буддизм. Традицией в нём являются не только представления о нирване, но также и о майе, иллюзии. И традиционными являются не только практики по выходу за грань влияния кармы, но и существование внутри кармических взаимосвязей. Иными словами, традиция предлагает точку зрения на мир в целом. А не только на выгодный участок мира. Отдельные люди внутри традиции могут следовать только части традиционных воззрений. Например, буддийские монахи выбирают духовную практику, а обычные люди, даже с уважением смотрящие на этих самых монахов, предпочитают жить обычной и полной страдания жизнью, получая с этого вполне ощутимый профит.
Таким образом, "традицией" в ключе христианства тоже стоит считать не только благодать и покаяние, но и другую сторону медали. Христианство, если смотреть с этого ракурса, создало и прямо поддерживает:
- Адъ
- Апокалипсисъ
- чертей и демонов во главе с Сатаной лично
Ну и более социально:
- ведьм, шабаши, оргии как нечто запретное, а значит и очень вкусное для некоторых разных товарищей
- богоборческие культы
- идею о сверхчеловеке
Если бы христианства не существовало, Тьма как обособленное культурное явление также не была бы выражена. Сейчас множество подобных концептов являются обыденными по крайней мере на уровне бессознательно разделяемых ценностей и т.п. И дальше уже вопрос, какую именно сторону традиции склонен выбрать человек. Люди, которые боятся Тьмы или любят благость и постоянство, предпочитают тусоваться поближе к источнику надежды - и это только один из путей восприятия мира и жизни в нём. Причём различные антихристиане прямо подпитывают именно эту часть традиции, в упор не замечая куда более интересные и неоднозначные моменты.
Если же не париться локальной идеологией, а смотреть на мир шире, можно заметить множество довольно странных явлений. Например, прямой канал к Маммоне, тянущийся почти из каждого храма. Жадность, скупость и мелочность множества людей, которым официально положено быть благими и неимущими. Неоднозначную атмосферу внутри церквей, иногда довольно мрачную и злую. Где-то это связано с состоянием души публики, которая туда приходит. А где-то прямо с тем, что взаимосвязь добра и зла в этой религии привлекает к себе далеко не только добрых духов.
Желающие посмотреть на обратную сторону таких вещей (из обитающих в Волгограде) могут запросто съездить в Ольховку к Каменно-Бродскому монастырю и побродить там по пещерам, среди древних дубов, да и просто по местности вокруг монастыря. Умеющие видеть и чувствовать могут очень много интересного встретить на своём пути.
Другой вопрос - что часто люди заинтересованы не в беспристрастном взгляде на, по сути, набор слов и абстрактных утверждений, а в том, чтобы верить в него, или люто отрицать. Но стоит только откинуть эту завесу, как мир становится куда более цветным и интересным.