Brotherhood of Shadow
Главная | Воля - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Практика » Теория » Воля (подходы и последствия)
Воля
EntityДата: Воскресенье, 29.03.2009, 14:47 | Сообщение # 1
Идуший
Группа: Хранители знаний
Сообщений: 78
Репутация: 0
Статус: Offline
Воля - одна из центральных точек как в магии, так и в жизни вообще. И часто разные техники говорят о работе с волей, но редко что-то про неё объясняют.

Как это часто происходит, предстваление о ней можно разделить на взгляд Востока и взгляд Запада. Мне в этом смысле очень нравится Восточная терминология (восходящая к даосизму), поэтому я возьму за основу её: Западный подход к воле можно назвать "деянием", а Восточный - "недеянием".

Западный подход - воля как деяние - это взгляд достижения, изменения, управления, обладания и так далее. Соответственно, техники работы с волей строятся на
а) убеждении ("ну надо же!")
б) мотивировании ("если помоешь руки - я дам тебе вот эту булочку")

В целом предполагается, что у человека уже есть возможность сделать нечто, но он [почему-то] не хочет этого. "Безвольный человек" - это в целом негативная оценка, то есть, слово "воля" имеет также нравственный оттенок.

Возьмём, например, западный подход к ритуальной магии. Для перехода в рабочее состояние часто встречается рекомендация провести пост. То есть, несколько дней воздержания от определённых действий. Что, если говорить психологически, во-первых освобождает внимание давая возможность сосредоточиться на чём-то, и во-вторых мобилизует человека. С другой стороны, это же может создать эффект маятника, делая такие переходы всё более сложными засчёт сильного отката внимания в обратную сторону по завершении работы.

Также, как в практике, так и в жизни, рекомендации, следующие "деянию", имеют императивный характер - то есть, говорят о том, что нужно сделать, не интересуясь состоянием человека и его личными переживаниями в отношении необходимых действий.

Восточный подход - недеяние - говорит о том, что вещи, прежде всего, занимают гармоничное им место. То есть, место, соответствующее их природе. Во вторую очередь, о том, что у каждой вещи есть естественный для неё путь: если кинуть камень с горы, он покатится вниз, следуя своей форме и рельефу склона. Камню не нужно предпринимать меры для того, чтобы катиться - это просто происходит. Также происходит и жизнь человека. Когда человек смотрит на происходящее и не принимает нечто в нём, он стремится изменить это. Такое действие полагается неверным, поскольку человек идёт против своей природы, и вместо того, чтобы изменить себя, пробует менять обстоятельства. Если бы он менял себя, изменялся бы и его путь, и его место в мире. Но для этого нужно принять себя и увидеть и признать в том числе и свои слабости. В той же ритуальной практике куда более важным вопросом окажется то, почему вообще нужен пост - не потому ли, что человек сам по себе пока не готов к магической работе?

Соответственно, если задача ставится в рамках "деяния" - человеку советуют "работать, работать и работать", на все "у меня не выходит" просто пожимая плечами и советуя пытаться лучше. В рамках "недеяния" ему прежде всего задаётся вопрос - что он чувствует? Как он ощущает своё действие? Есть ли нечто, что мешает ему пойти? Как это выглядит? Иными словами, работа сосредотачивается на самом человеке, а не на поставленных задачах.

Если говорить о направлении изменения человека, то в первом случае его учат достигать цель. И вместе с тем, получается, игнорировать самого себя во имя цели. "Воля" понимается здесь как умение принуждать себя к чему-то. Во втором случае его учат понимать себя, вероятно, совершенно игнорируя цели, которыми он задаётся. Соответственно, "воля" получается спонтанным, не привязанным к некоему объекту, изъявлением желания жить определённым образом.

Многие практики обламываются именно потому, что следуют подходу деяния. Им говорят, что нужно пойти туда и сделать так-то. Но при этом у них не оказывается ни достаточной свободы для того, чтобы совершить действие. Ни достаточной "силы желания" для того, чтобы запланированное получилось. Недеяние концентрируется на обретении большего действующего потенциала. Не всегда связанного с конкретными действиями, и следующего скорее созерцательности, чем совершению неких манипуляций в мире. Часто эта созерцательность ставится в вину Восточному подходу: люди вместо того, чтобы "работать и работать", не делают ничего ощутимого, и думают, что занимаются магией. Но реально здесь и проявляется природа человека: тот, кому действительно нужно достичь магии, достигает результатов не заботясь о них. Тот, кто был одержим идеей (но не готов к реальному изменению), просто даёт себе возможность стать более настоящим.


...burn it, burn it, burn it, burn it, burn it all away!
 
Форум » Практика » Теория » Воля (подходы и последствия)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017